Информация о танце живота.

О танце живота

Танец живота состоит из уникальных, свойственных только этому танцу движений. Отличительными элементами являются изолированные движения разных частей тела: движения бедер, движения животом - круги, волны, удары, тряски. По этим движениям мы легко узнаем танец и называем его самым популярным именем – танец живота.

Танец живота - очень древний, ему как минимум 2000 лет. За время своего существования танец менялся, возникали новые направления, в первую очередь связанные с изменениями в культуре стран арабского мира. В истории этого танца отражена история востока: войны, завоевания, миграции населения, изменение культуры и религии, а также форма отношений между полами в обществе.

Менялась манера исполнения, менялось отношение к танцу, поводы для исполнения танца (развлечение, праздники, ритуалы, физическое воспитание, общинное единение). Менялись костюмы, музыка. Но основные движения и ритмы остались неизменными до наших дней.  

Танец живота является элементом культуры стран Средиземноморья, Ближнего и Среднего Востока. До недавнего времени сами носители этой кульуры не называли танец так, как мы назвали сейчас – «танец живота». В арабских странах он носит название "Raks Al Sharki" (танец востока). 

Название «belly dance» (белли денс) - переводится с английского как «танец живота». Это название было придумано в 1893 году антрепренером по имени Сол Блум (Sol Bloom) для выставки «Улицы Каира» на Чикагской Всемирной Ярмарке. То, что термин «беллиденс» появился в 1893 году - это известный и неоспоримый факт, и тому существуют свидетельства в виде первых афиш того времени с этим названием, напечатанных по заказу Блума. А вот ответ на вопрос почему восточному танцу Блум дал именно это название имеет несколько версий. 

По одной из версий, Блум изобрел этот термин как рекламную уловку, для привлечения посетителей на выставку. В то время было не принято описание частей тела, и Блум использовал такое скандальное название для усиления интереса публики. По другой версии, Блум просто переделал арабское название беледи, в созвучное беллиденс. Есть и третья версия, что американское название беллиденс - это буквальный перевод французского термина "danse du ventre" (танец живота), а французский термин, в свою очередь, был изобретен французскими путешественниками, увидевшими в Египте необычные движения живота в фольклорном танце.

После того, как слово беллиденс вошло в обиход, этому термину стали придумывать различные объяснения. Самое популярное объяснение – что танцуют именно животом, второе по популярности – что «живот» значит «жизнь», а танец живота – это танец жизни. Но все это уже чистой воды легенды, далекие от реальности.

Я считаю самым правильным название "восточный танец" - потому, что так его называют сами арабы, то есть носители культуры. Но, несмотря на это, я все-таки предпочитаю название «арабский танец», это точнее отражает тот факт, что родина его - именно в арабских странах (Египет, Ливан, Турция, Марокко…), а не во всех восточных (не в Японии, к примеру).

Кроме того, название «арабский танец» носит собирательный характер и включает в себя все стили и направления, о которых мы поговорим ниже.

Происхождение танца живота:

Краткий перевод статьи "Dance" с сайта "Desert Moon Dance Academy" 

Средневосточный фольклорный танец

Фольклорный танец - это танец, рожденный традициями части страны или района. Обычно состоит из движений, которые может выучить большое количество народа. Предназначен для выполнения различных социальных функций и не предназначен для сцены. По традиции, фольклорный танец переходит из поколения в поколение в среде, в которой его танцуют.

Во многих западных странах, любое обращение к средневосточному танцу, часто неправильно называется "танцем живота". Вообще, на Среднем Востоке нет какого-то одного фольклорного танца. Все народы Среднего Востока имеют свою музыку, свои танцы, стили и вариации стиля в каждой стране. В Марокко, например, более 200 фольклорных танцев

Истоки беллиданса

В то время как о ранних цивилизациях Египта, Греции и Рима существует много иллюстративного материала, помогающего нам понять, каков был тогда танец, о танце перед 18-ым столетием написано очень немного. К этому времени появляются упоминания иностранных путешественников о Восточном танце, что, возможно, произошло, поскольку священные и ритуальные танцы уже развились в народные танцы разных стилей под влиянием многих этнических групп. И тысячи народных танцев, которые развились на Среднем Востоке, были танцами женскими, включающими изолированные движения бедер и живота.

 Два стиля, которые , по всей видимости, сильнее всего повлияли на Raks Sharqi это Ghawazee и стиль, известный как Baladi. Ghawazee был профессиональным женским танцем верхнего Египта и, вероятно, происходил из Индии.. (Смотри англоязычные сайты History of the Ghawazee , A Short History of the Ghawazee) Хотя египтяне уверены, что танец живота происходит от фараонов, на самом деле он был привнесен из Индии в 10-м веке цыганами и уже оттуда разошелся по миру. Ghawazee были кочевыми (их как раз и называют в Западном мире цыганами). Во время своих путешествий они впитывали местные традиции, включая и стили танца. Как результат, в то время, как они жили в Египте, их танец уже имел влияние Турции, Северной Африки, Персии и других стран Среднего Востока. Западные путешественники были очарованы танцами, увиденными ими в Египте и принесли эту новость в Европу. Первое значимое упоминание о Ghawazee датировано 18-м веком. (Дополнительная информация на англоязычных сайтах History of the Ghawazee, Raksat Ghawazee- Dance of the Ghawazee.)

 Baladi означает "родина" или "родной город". Raqs Baladi танцевали во многих деревнях по всему Египту. Обычно его танцевали в доме, женщины и для женщин. В основном фигуры были основаны на движениях бедер. Движения рук были довольно просты и бессистемны. Танцевали босиком и в целом танец производил довольно тяжеловесное впечатление.

Начиная с середины 19-го века стали популярными всяческие шоу. Восточные танцовщицы участвовали в них в Европе, Франции и Соединенных Штатах. Первое шоу с восточными танцовщицами было показано в Париже в 1889 году. В 1893 танцовщицы появились в Чикаго, и рекламой для них стала французская фраза "Danse du Ventre." Фраза, переводимая как "танец живота", была рекламной уловкой и привела к недопониманию и к искажению смысла танца. (Дополнительная информация о шоу в Чикаго на англоязычных сайтах History of Belly dance, Belly Dance History).

В начале 20-го века Каир стал крупным городом с населением в треть миллиона человек, из которых 20% были неегиптянами. Большинство иностранцев в Каире были торговцами. Стиль Baladi эволюционировал вместе с урбанизацией населения. Когда сельские жители приезжали в город, они были незащищены от влияния разных стран и результатом были изменения в стиле танца. Стиль Baladi , под влиянием Запада, и танцев Греции, Турции, Северной Африки, Персии (змеевидные руки), Индии (движения головы), других стран Среднего Востока и, возможно, через контакт с Ghawazee превратился в новый танец, известный как Raks Sharqi. Новый танец стал смешением стилей и деталей костюма, приспособленным для индивидуального женского представления. Люди часто, говоря "Raks Sharqi", подразумевают "женский сольный танец", отличая его от фольклорных танцев, обычно групповых. Танец с большим количеством движений бедер теперь ассоциируется с Baladi, и центр движений смещается наверх, на торс.

На Западе Raks Sharqi становится известным как "belly dance". Это неправильное название произошло от неверного толкования термина Baladi или от французкой фразы "Danse du Ventre."

 В современной форме "belly dance" иногда называется "Cabaret". Обычно этот термин употребляется, когда говорят о выступлении в ресторане или ночном клубе. Костюм для выступлений в стиле "кабаре" по-арабски называется Bedleh. Это лиф, пояс и юбка, украшенные бисером. Этот стиль танца и костюма появился после того, как в Голливуде использовали восточный танец в таком виде, как Восток представляется в Западных фантазиях. Голливуд способствовал популярности Средневосточного танца на Западе в течение 40-х и 50-х годов, и результатом были выпуск большого количества альбомов и, к сожалению, размытие границ между фарсом и настоящим Средневосточным танцем. (Об этом периоде беллиданса англоязычный сайт "Those Amazing Belly Dance Records.") Голливудский образ потом был адаптирован профессиональными танцовщицами Среднего Востока и потом опять, уже в таком виде, разошелся по миру.

Хотя Средне Восточный танец должен быть довольно древним, нет никакого документального подтверждения мифа о том, что современный беллиданс имеет какое-то значительное сходство с древним танцем. Множество других мифов возникли среди культурных влияний, которые сформировали современный беллиданс. Эти мифы привели к различным стилям танца и к использованию аксессуаров, таких как змеи и мечи, использование которых в танце не имеет никаких корней в женском Средневосточном танце. (О мифах беллиданса читайте на англоязычных сайтах History of Belly dance , "Steps of belly dance.")

 

Тенденции

Танец живота становится популярным во всем мире, исключая Средний Восток. Строгое следование Исламу запрещает женщине быть артисткой, петь или танцевать. Женщины могут танцевать только в компании других женщин (независимо от стиля танца). В течение последнего времени Исламский фундаментализм приобрел сильное влияние во многих странах Среднего Востока. Результатом стало сомнение в дозволенности многих форм женских выступлений и запрете их во многих странах Среднего Востока.

Словарь терминов

Baladi, Balady, или Beledi – В арабском языке означает "родина" или "родной город". Смотри Raks Baladi.

Bedleh – В арабском языке буквально означает "костюм, наряд". Так называют костюм для выступлений, состоящий из лифа, пояса и юбки, украшенный бисером.

Belly Dance, Belly Dancing или Bellydancing – Западное название для разных видов танцев Среднего Востока, включающих изолированные движения тела. Точное происхождение термина неизвестно, возможно он произошел от неправильного понимания слова "Baladi" или фразы "Danse du Ventre."

Danse Du Ventre – На французком буквально "танец живота".

Dumbek, Darabuka, или Tabla – Это самый популярный барабан в арабском мире и самый заметный в музыке для танца

Ghaziya (множ. Ghawazee) – Египетские профессиональные танцовщицы, изначально из цыганских племен.

Hafla – Вечеринка или праздник с музыкой, едой, танцами и (возможно) алкоголем.

Khalij, Kahlej, Kahleeg, Khaleej (и другие близкие варианты) – В арабском языке означает "залив".

Khaliji Dance – Стиль танца, который представляют со всех сторон Персидского Залива. Эта группа танцев показывается женщинами для женщин и делается акцент на красоте костюма и волос танцовщицы. Движения включают четкие быстрые тряски плечами, хлопки ладонями в разном ритме, и разные шаги.

Orientalist – Ученый, знающий культуру Востока, восточные языки. Такие люди появились в 18-м веке.

Oriental Dance или Danse Oriental – Термин, иногда используемый как синоним для Raks Sharqi и более объемлющий, включающий стили "танца живота", стили из Raks Baladi, на которые оказал влияние Запад и Голливуд.

Raks – Обзначает "танец". Слово произошло от ассирийского слова Rakadu, означающего "праздновать".

Raks Baladi – В арабском означает "народный танец", традиционную форму средневосточного женского сольного танца с фольклорными истоками.

Raks Bat'n – В арабском означает "танец живота". Словосочетание используется для несценического стиля танца, включающего излированные движения частей тела. Так танцуют на вечеринке

Rakassa – танцовщица (арабск.)

Raks Sharqi – Буквальное значение "танец Востока", обычно означает тот же стиль сценического танца, что и "belly dance" на Западе.

Shemadan Dancе – Танец с канделябром на голове как часть свадебной процессии.

Takht – в арабском буквально означает "сцена". Обычно общее название для традиционного египетского музыкального ансамбля.

Египет 

  1. Ориенталь или Ракс Шарки (Oriental, «Raqs Sharqi») - тот самый танец, который мы часто видим и привыкли называть танцем живота.
  2. Танец живота с сагатами.
  3. Саиди (Saidi) – египетский фольклорный танец с тростью.
  4. Саиди Тахтиб (Tahtib)
  5. Ракс Асайа (Raks Assaya)
  6. Египетский городской фольклорный стиль
  7. Беледи (Baladi)
  8. Шааби (Shaabi)
  9. Шамадан (Shamadan) – танец с канделябром на голове.
  10. Александрия (Eskenderaya) – игривый танец родом из портового города Александрия.
  11. Феллахи (Fellahi) – веселый танец египетских крестьян (феллахов).
  12. Зар (Zaar) – трансовый ритуальный танец
  13. Хаггала (Hagalla) – свадебный танец бедуинов
  14. Гевейзи (Ghawazee) – танец египетских цыган